Проповедь иерея Даниила Сысоева на праздник первоверховных апостолов Петра и Павла.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Поздравляю вас с праздником первоверховных апостолов Петра и Павла! Первый из апостолов Христа – это апостол Петр. Когда мы открываем Евангелие от Матфея, то видим в перечне апостолов первенство Петра, которое до сих пор является первенством любви.
Он первенствовал в ревности при жизни, и Он продолжает первенствовать и после смерти, продолжая охранять и бодрствовать над Православной Церковью, как он и сам сказал в своем втором предсмертном послании, что будет заботиться и после своего ухода от нас, чтобы и вы не забывали моих слов.
Мы знаем, что слова апостола Петра не остались тщетными, и после того, как апостол Петр прославил Бога будучи распят вниз головой на Кресте, продолжал заботиться о Церкви. Во времена монофизитской ереси Папа Римский Лев, составил обращение к Константинопольскому патриарху Фабиану, положил его для проверки в гробницу апостола Петра, наложил на себя пост и стал молиться Господу, чтобы апостол Петр, как хранитель Римской Церкви, где он пострадал, сам проверил священное исповедание веры.
После Литургии утомившись святой Лев заснул у гробницы апостола Петра, и ему явился Петр и сказал: «Я просмотрел и исправил». Когда он проснулся и достал из гробницы текст послания к Фобиану, то увидел, что в тексте имелись апостольские пометки с исправлением всех неточностей. Это исповедание веры легло в основу нашего учения IV Вселенского Собора. Если мы всмотримся в прекрасный лик апостола Петра, то мы увидим удивительное состояние и качество Бога, Который делает величайшим апостолом, того, кто самый человечный.
Господь избирает Петра, уже тогда, когда он был довольно состоятельным человеком с хорошо налаженным бизнесом. Он занимался промышленным уловом рыбы, в том числе, и особой породы рыбы, которую доставляли даже в Рим. У него в подчинении было много работников. Он был женат, имел двоих детей, сына и дочь. И в то же время он оставался очень простым человеком, которому была не безразлична вера, который знал Бога, но желал Его познать еще больше. Апостол Петр откликнулся первым на проповедь святой Иоанна Крестителя, когда услышал, что Иоанн был послан возвещать Царство Божие. И апостол Петр ушел к Иоанну учиться этому Царству.
Его не задержал не бизнес, не семья, он стал учеником Иоанна Предтечи, от которого услышал, об Анце Божиим – о Христе. «Видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Ин. 1:29).
И Петр вместе с братом Андреем пошли вслед за Христом. Но Христос тогда не принял их в апостолы, Он отослал их обратно, хотя они и видели чудо в Кане Галилейской. Христу не нужен был энтузиазм, кипение страстей, Ему нужна была сердечная любовь, поэтому Он их отправил обратно на озеро ловить рыбу. И вот наступил день, который определ Христос как Бог. Он проходил мимо них, и позвал за собой, говоря: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19).
И Андрей стал великим из апостолов, Он получил дар воскрешать мертвых, изгонять бесов, исцелять всякую болезнь и проповедовать Евангелие и Царство Божие. Петр всегда и во всем становился первым, и как ревнитель Христа, которого Он очень любил. Петр также был наполнен пламенеющей верой, через которую он исповедовал Иисуса Христа – Сыном Бога Живого, на что Христос ему сказал: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:17).
Но часто его любовь была замешана и на нечто человеческом, мы помним из Евангелия, когда Христос говорит о предстоящих страданиях и смерти, то Петр предлагает Христу позаботиться о Себе и отказаться от крестных страданий и смерти. «Он [Христос] же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23). И вот это человеческое периодически поднималось в Петре, очень часто он будучи первым в любви падал, и падал очень низко. Он был свидетелем преображения на Фаворе, участник Тайной вечере, на которой проявлял себя как хвастун.
«Петр сказал Ему [Христу]: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики» (Мф. 26:33-35).
«И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лк. 22:31-33).
Петр наверное был самый пререкающийся апостол со Христом, результатом которого явилось самое страшное падение Христа. При аресте Христа он проявил ревность взявшее меч, но Христос сказал: «Взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52). Но после он трижды отрекся от Христа (Мф. 26:69-75; Мк. 14:66-72; Лк. 22:55-62; Ин. 18:15-18). Человеческая трусость которая в нем присутствовала, это результат его надежды не только на Бога, но и на себя. Когда Петр надеется на Бога, то он идет по воде, как он начинается надеется на себя, то тут же начинает тонуть. Почему Господь попускает Петру трижды отречься от Него? Как говорил святой Иоанн Златоуст: «Тот, кто будет в дальнейшем возглавлять вселенскую Церковь, должен стать милостивым к согрешающим».
Если бы Петр никогда не падал и не грешил, то он был бы слишком суров к согрешающим. Петр пройдя опыт отречения тем самым был научен снисходить к немощам людей. Он понял, что сила человеческая – только от Бога, и дается нам тогда, когда мы полагаемся на Него, а не тогда, когда мы полагаемся на себя. Как только человек начинает полагаться на себя, он тут же тонет, трусит, сбегает, отрекается. Не даром он первый из апостолов – он образец для всех христиан, и наглядно показывает на своем опыте, как поступают православные христиане.
В нем сила Божия совершилась в немощи человеческой. В дальнейшем Петр был прощен воскресшим Господом, но не смотря на это, до конца своих дней, он горько плакал ночью при пении петуха. По своем воскресении Господь является в Пасхальный день одному Петру, и утешает его, дает прощение и восстанавливает его в апостольском достоинстве, и снова делает его первым. Бог смотрит на сердце человека, а даже не на внешние поступки. Он видит, что полыхающая любовь Петра способна преодолеть всю слабость апостола. Христос явившись не укоряет его, а призывает к большей любви:
«Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих» (Ин. 21:15-17).
После этого Христос дает Петру власть заботится обо всей Церкви, ибо Петр знал как пал, узнал как встал, и должен всех также поднимать – любовью! В день Пятидесятницы, Петр становится первым среди равных, он становится дирижером в хоре апостолов. Он начинает проповедь Евангелия в Иерусалиме, и слова его настолько сильны, что он обращает первоначально три тысячи человек. Исцелив хромого он обращает ко Христу еще пять тысяч. Затем апостол начинает заботиться обо всей Церкви из иудеев, он становится епископом всех обратившихся ко Христу иудеев. Вскоре на него обрушивается удар Ирода, его бросают в темницу, из которой его освобождает ангел.
После Петр идет в Антиохию, и там основывает Антиохийский патриархат, который существует до сих пор. До наших дней на территории Турции в городе Антакии, сохранился древнейший храм основанный Петром. Все проповеди Петра можно прочитать – это Евангелие от Марка (которые были дополнены Евангелистом Марком). Главным эпизодом его жизни, не описанным в Евангелие, было обличение им Симона Волхва. С ним апостол встречался с начала в городе Самарии, где Петр посрамил его и даже крестил. Их следующая встреча произошла в городе Риме, где Симон Волхв решил основать секту. И от этой секты Симона Волхва берут свое начало все псевдохристианские, оккультные, теософские и масонские течения мира.
Симон Волхв называл себя воплощением верховного бога, всем говорил, что он выше Христа. Свою спутницу – проститутку, он называл воплощением премудрости Божией, и при этом он являлся великим колдуном, чародеем и магом. Из жития апостола Петра мы знаем, какие чудеса делал Симон Волхв. Он колдовским способом мог воскрешать якобы мертвых, внушая людям и выдавая ходящий дух за воскресшего умершего, он насылал болезни и порчу на людей. При нем жил бес в виде собаки (позднее Фауст описал это), который убивал всех подходивших к магу с «недобрыми» намерениями.
И когда три апостола бывших в Риме, Петр, Иоанн и Павел узнали, что Симон Волх отводит людей от Христа, через создавшую секту внутри христианства, то апостолы помолившись отправили Петра, обличать Симона Волхва, сказав: «Ты Симон, тебе Симона и обличать!». Когда апостол Петр пришел к дому, где находился Симон Волхв, он сказал всем окружавшим людям его дом, что намерен войти в дом и обличить чародея. Ему рассказали, про черного пса, убивающего всех говоривших «ложь» на Симона. На что апостол ответил, что никакой лжи говорить не намерен, а хочет лишь сказать, что Симон служит не Богу, а диаволу.
Апостол Павел войдя в дом, сказал тоже самое псу, спросил того согласен ли он. После чего пес убежал. Апостол обличил Симона, перекрестил якобы воскресших, которые после этого оказались просто мертвецами, какими они раньше и были. Он перекрестил мага и все волшебные исцеления, которые тот делал рассыпались, так как бесы показали, что не имеют власти нормально исцелять людей. Симон разъяренный тем, что его влияние падает, что его магия разрушается от одного крестного знамения, пришел на римский рынок – форум, где собралась толпа в несколько десятков тысяч человек. И стал говорить, что римляне его оставили, променяв на слугу Иисуса, который ниже его, что он в гневе и уходит к отцу своему в небеса, который на всех жителей города изольет кары.
И с этими слова он стал подниматься в воздух, якобы возносится, то есть его стали поднимать демоны. И когда Симон маг поднялся достаточно высоко в воздух, три апостола тоже стоявшие в толпе помолились Богу, и Петр бесам сказал: «А теперь отпускайте!». И они его отпустили. Симон Волхв упал прямо на форум с высоты более ста метров. Он умирал долго и с проклятьями в адрес Бога. Таким образом Симон Петр, посрамил Симона мага, показав, что магия и колдовство для христиан не страшны, они не действуют на христиан, служащих Христу.
Апостол Петр подвергся сильнейшим гонениям, за то, что обратил двух наложниц императора Нейрона в христианство, которые после этого отказались развратничать с Нероном. И он в ярости приказал казнить и Петра и Павла. Апостол Павел был схвачен и брошен в темницу, а Петр в это время служил Литургию в храме, в доме одного сенатора (этот храм сохранился до наших дней). Христиане передали Петру, что его ищут, и он струсил. Ему предложили сбежать, и он убежал. И вот, рано утром 20 июня 67 года Симон Петр вышел из города Рима, и пошел по Аппиевой дороге (Via Appia – знаменитая военная дорога римлян из Рима в Капую, построена Аппием Клавдием в 312 г. до Рождества Христова – от ред.), чтобы бежать из Рима, для спасения своей жизни. И он увидел, что на встречу ему идет Иисус Христос.
Апостол Петр обращаясь ко Христу говорит Ему: «Куда Ты идешь Господи?». А Христос отвечает ему: «Я иду в Рим, чтобы быть распятым вместо тебя». Тогда Петр расплакался, вспомнил старую историю, произошедшую с ним во дворе дома первосвященника, увидел следы Господа на дороге (на этом месте сейчас стоит храм), и вернулся в город, где он был арестован и брошен в Мамертинскую тюрьму (лат. Carcer Tullianum — сохранившаяся до наших дней тюрьма древнего Рима, в северной оконечности Капитолия и форума, древнейшее строение города.
C IV века до Рождества Христова она предназначалась для государственных преступников, военнопленных правителей – от ред.). В тюрьме к нему опять пришло мужество от Христа, и он обратил в христианство множество заключенных и тюремщиков. Но так как не было места для крещения, то он провел крестообразно пальцем на стене тюрьмы, и оттуда забил источник. В 10 часов утра 29 июня 67 года Петр был выведен из Мамертинской тюрьмы и отведен на казнь, к которой его приговорили. Возле Аппиевых ворот он встретил вторую процессию с заключенным апостолом Павлом, которая промыслом Божиим направлялась туда же, Павел также был приговорен на казнь. Они поцеловались, и договорились встретится у трона Господа.
Это были последние слова апостолов, которые лобызаясь шли на встречу к Господу. Поцеловавшись они разошлись, апостол Павел был отведен за городские ворота, где ему отсекли голову, и на месте где трижды упала его голова забили три источника. А апостол Петр был отведен к Ватиканскому холму, где его должны были распять. Но он сказал, что еще давно отрекся от Господа и поэтому недостоин умирать такой же смертью как Христос, и попросил распять его вниз головой, чтобы в смерти не подрожать Господу. Его распяли как он просил, но перед этим в этот же день, отсекли голову его жене – Мариамне, и его дочери – Петронелли.
Перед их казнью апостол поцеловал жену и дочь, наставил помнить Господа, поцеловал их и сказал, что встретимся в раю. Петр висел вниз головой и пел песни Христу и славил Его. Мощи его были погребены и лежат сейчас на том же самом Ватиканском холме, где он и скончался. Как говорит святой Иоанн Златоуст: «Петр и ныне высится на Небесных горах, он живет у трона Бога, и до сих пор исполняет свое апостольское служение».
Он до сих пор правит Церковью, управляет миром со Христом, и будет день, когда вселенная вспыхнет как пламя в огне, и тогда в Риме поднимутся великие горы: апостолы Петр и Павел, которые выйдя из полыхающего последним огнем мира, на крыльях ангелов вознесутся к трону Господа, чтобы сесть на троны, и вместе с другими апостолами, судить двенадцать колен Израилевых, и чтобы стоять над воротами Нового Иерусалима, куда приглашает всех Господь. Петр одновременно трус и ревнитель, слабак и мужественный, который без Христа падает, а со Христом возносится.
Он обратился для нас, чтобы мы возносились со Христом, чтобы мы не думали, что наша слабость может помешать воли Божией. Мы должны сами воззвать к Господу, и Бог поможет нам. Петр надеясь на Бога стал величайшим из апостолов, и поднялся выше всех, так и мы должны уповать на Бога, не смотря на наши слабости, на нашу трусливость, малодушие. Мы можем подняться путем Петра, и жить там же где он. Пускай Господь даст нам молитвами Петра и Павла, мужество, любовь и ревность, которые сохраняли святые апостолы. Милость Бога да пребывает с нами!
Храни Господь вас!