27 сентября. Крестовоздвижение.

27 сентября. Крестовоздвижение.
27 Сентября 2020

Проповедь иерея Даниила Сысоева на праздник Крестовоздвижения.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня день памяти обретения Креста Господня. Хотя мы празднуем Воздвижение Креста Господня осенью, но на самом деле животворящий Крест Господень был обретен 6 марта (по старому стилю), святой Еленой. Празднование осенью Воздвижения Креста было связано с традицией Ветхозаветной Церкви, когда совершался день Искупления. В этот день за грехи людей приносился в жертву козел отпущения.

Этот праздник был прообразом жертвы Иисуса Христа. 13 сентября было совершено освящение Храма Гроба Господня в Иерусалиме, а на следующий день Церковь установила память Воздвижения Креста Господня, как исполнение образа древности.

Зачем вообще нужна была жертва Спасителя, который отдал Свою жизнь на Кресте? Здесь необходимо вспомнить к чему привел первородный грех? Святые отцы не воспринимали первородный грех как некое оторванное событие, которое просто совершилось. Грех является болезнью, которая заразила все человечество и приносит различные плоды.

У любой болезни есть определенная симптоматика. Так же и здесь, человечество заразилось болезнью греха, вступило в союз с врагом рода человеческого – диаволом, и как следствие этого, человечество стало порождать из себя самые разные болезни. Первенец Адама, в котором Ева ждала Спасителя, оказался для нее приобретением, но в противоположном смысле – он оказался первым убийцей. Мы знаем, что жертва Каина Богом не была принята, так как была принесена из худшего, по принципу: «На тебе Боже, что нам не гоже».

«И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4:8).

Так совершилось первое убийство в мире, которое совершилось в четырнадцатый день первого месяца (в тот самый день, когда Господь был распят на Кресте). Здесь мы можем наблюдать параллель, Авель – невинная жертва зависти, он служил Богу, который является образом Христа Спасителя, также убитого по зависти. Как Христос был выведен за ворота города, так и Авель был выведен в поле.

«И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?» (Быт. 4:9). «Господь не хочет смерти грешника, а чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11).

Он хочет покаяния любого грешника, в том числе и убийцы, хотя грех Каина, в некотором смысле несравненный грех. Каин изобретатель этого зла, как такового в принципе. И повторяется история с Адамом, которого Господь в раю вопрошал: где ты? То есть Адам убил сам себя, а Каин убил своего брата. И вот Бог опять отыскивает человека желая его спасения.

И отвечает Каин Богу: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт. 4:9).

В этих словах уже видно призрение к жертве. И сказал Господь: «Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» (Быт. 4:10-11).

Это был последний раз, когда земля приняла кровь, обычно сейчас кровь падая на землю, образует пленку. Тогда же она пропитав землю стала кричать Богу об отмщении. Мы видим, что все мировые стихии не равнодушны в своем отношении человека к ним, не даром все Писание пронизано такими упоминаниями. Это изгнания Каина с земли, потому что она не захотела давать ему свои силы, позднее это изгнание хананеев с земли, потому что она возопила против них Богу с возмущением, потому что не могла более выносить творимых беззаконий.

«Вознегодует на них [на нечестивых] вода морская и реки свирепо потопят их восстанет против них дух силы и, как вихрь, развеет их» (Прем. Сол. 5:22-23).

Все неодушевленное творение прекрасно чувствует грехи человека, и происходит это потому, что грех человека направлен против всего мира. Особенно страшные грехи, переворачивающие весь мир это три вида грехов: 1) убийство, 2) занятие магией и колдовством и 3) половые противоестественные блудные грехи – половые извращения. Все эти грехи вопиют к Богу об отмщении. Если один из видов этих грехов будет узаконен, то Господь в скором времени сотрет народ, поддерживающий это узаконивание. Земля не желает давать такому народу свои силы, обычно наступают неурожаи, и Господь посылает на такой народ захватчиков или поднимает против них землетрясение или метеориты. Нравственный закон – это Божья воля, которая пронизывают всю землю и небо. И любое отторжение воли Божией приводит к страшным последствиям.

В духовном мире присутствуют некие звуки, если мы знаем, что ангелы поют Богу хвалебные песнопения, то грех тоже издает своеобразный звук: скрежет, визги, вопли. Пролитая кровь не куда не девается, и как говорит Библия, смывается только кровью, так говорил Бог в Ветхом Завете, и в Новом, Христос обращаясь к начальникам, напоминал, что меч они носят не напрасна, и повелел им использовать его для отмщения злодеям.

Господь сказал Каину: «И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт. 4:11-12). И сказал Каин Господу: «Наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня» (Быт. 4:13-14).

Здесь Каин не раскаивается, он говорит, что его вина не прощаемая, это вторая диавольская мысль. Каин отягчает свой грех убийства, поэтому и называется он в Библии сыном диавола. Он рассчитывает спрятаться от лица Бога, как в свое время также рассчитывал Адам. Мы видим как развивается грех. Через отчаяние человек начинает смотреть на мир в извращенном виде, для него весь мир становиться враждебным, и все люди это потенциальные убийцы. Это тот самый случай, когда человек меряет всех по себе. И для Каина все люди потенциальные убийцы, которые только и стремятся его убить.

И сказал Господь Каину: «За то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт. 4:15).

Он таким образом был запечатан, и обречен на постоянную жизнь в ужасе без права даже на смерть. И только по прошествии семи поколений Каин был случайно убит его потомком в седьмом поколении Ламехом на охоте. Но до этого момента он постоянно жил в страхе, имея на себе знак отверженности Богом, знак того, что человек стал сыном диавола. Как говорит Предание этим знаком являлся постоянный стон и его тряска. Он уже был не способен обрабатывать землю, и поэтому чтобы выжить он стал посредником, и изобрел деньги. Сам ничего не производя и живя за счет других, он всех воспринимал как врагов. Уйдя от Бога он первым делом строит город, чтобы отгородится и от Бога и от людей, и создать себе искусственный мир.

Именно это страшное развитие греха и завершилось всемирным потопом. Поэтому сейчас среди нас нет не одного телесного потомка Каина, мы все потомки третьего сына Адама – Сима. Но духовно Каинова печать продолжает ходить по миру. Как он изобрел убийство, так оно и продолжается, кровь невинная проливается. Дети Каина, это те люди, которые ненавидят, и идут от неблагодарности к зависти, от зависти к убийству, от убийства к отчаянию, от отчаяния к попытке создать земную жизнь только своими силами, что не дает никакой радости, а только непрерывное хаотическое движение, на которых лежит Каинова печать Богоотступничества. Это страшная печать сродства с диаволом. Давайте избегать этого страшного состояния и не давать места в себе неблагодарности и зависти, которая приводит к этим страшным последствиям, чтобы нам не стоять под каиновой печатью и не оказаться в вечности в этой тьме ухождения от лица Божия.

Да поможет нам в этом Господь Бог!


Галерея