4 февраля. Неделя о блудном сыне. Собор Новомучеников и Исповедников Российских.

4 февраля. Неделя о блудном сыне. Собор Новомучеников и Исповедников Российских.
4 Февраля 2018

Священномученик Сергий Мечёв

Проповедь в Неделю о блудном сыне.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


От недели о мытаре и фарисее Святая Церковь ведет нас теперь к неделе о блудном сыне. Состояние, в котором находится мытарь, когда он взывает к Богу о помиловании и не только не помышляет о своих добродетелях, а не смеет возвести глаз своих к небу – это состояние еще глубже раскрывается в образе блудного сына.

Господь нас создал, мы в Господе живем и умираем без Него настоящей смертью. Мы поступаем обычно, как блудный сын, который, получив от отца имение, ушел от него на страну далече, думая, что со своими полученными дарованиями он проживет своими силами. Но в духовном отношении это есть смерть, ибо, по словам святых отцов, в Боге мы живем. Когда блудный сын возвратился, то отец сказал другому сыну, негодовавшему на радостный прием, оказанный брату: «Брат твой был мертв и ожил» (Лк. 15, 32). Вот в состоянии отчуждения от Бога самое главное – это то, что мы не сознаем себя находящимися во грехе и забываем, каковы мы по самой природе. По природе нашей мы «образ неизреченной Божией славы», хотя и носим язвы многих согрешений1. Мы граждане иного мира, небесные граждане. И если мы живем здесь, на земле, то для того, чтобы на земле устраивать Царство Божие, памятуя о своем небесном отечестве.

Служба в неделю о блудном сыне раскрывает нам состояние отчуждения от Бога: «Иждих блудно отеческого имения богатство и расточив, пуст бых, во страну вселився лукавых граждан…»2.

Вот в таком состоянии блудный сын находился в течение долгого времени и, наконец, говорит евангельская притча, «пришел в себя» (Лк. 15, 17).

Что значит «пришел в себя»?

Один святой отец говорит, что начало нашего спасения есть познание самого себя. Но ведь познание самого себя есть дело всей жизни, это и есть то, к чему человек стремится в течение всего своего существования. Святые отцы раскрывают смысл этого изречения, говоря, что до тех пор пока ты не познал, кто ты, пока ты сам в себе не ощутил образа Божия, пока ты, живя среди земных граждан, не почувствовал, что ты гражданин неба и поработился «чуждым гражданам», пока ты, живя среди грязи своей собственной души, не познал в себе образа Божия – до тех пор ты не вступил на путь спасения, не начинал еще своего спасения. Оно начинается с того момента, когда я познал свою божественную природу.

Так было и с блудным сыном. Он в один момент почувствовал, что есть иная жизнь в Отце и с Отцом, он почувствовал, что живет порабощенный на стране чуждой и не имеет подлинной настоящей жизни. Начав с познания самого себя, человек, идя дальше по этому пути, противопоставляет в себе самом то, что есть в нем от образа Божия, хотя и покрытого язвами согрешений, и то, что внесено им, человеком, как растление своей души чуждыми обычаями: «Поработихся гражданом странным, и в страну тлетворную отъидох…», – говорит служба этого дня3. И с этого момента он начинает жаждать жизни в Боге и очищения себя от язв согрешений во имя образа Божия.

К одному великому подвижнику – преподобному Антонию – пришел один инок и стал просить, чтобы он простил и помиловал его. Антоний же отвечал ему: «Ни я, ни Бог тебя не помилует, если ты сам себя не помилуешь».

С первого взгляда этот ответ кажется странным. Как же так? А для духовной жизни это величайшая истина. Пока я сам в себе не обрету образа Божия, сам не помилую этого человека, находящегося в бездне греховной, но имеющего образ Божий, до тех пор, пока я сам не помилую в себе создание Божие, в своей совести не помилую себя грешного, скверного и блудного – до тех пор и Бог не помилует меня, до тех пор тщетна и моя мольба.

Вот это состояние блудного сына, который увидел, как скверно он живет и как хорошо живут даже не сыны, а наемники у его отца, – вот это есть состояние помилования. Он помиловал себя и тогда пошел к Богу и у Него стал просить о помиловании.

Наше дело в течение Великого поста есть просьба о помиловании. Мы будем все время взывать: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Но в эту неделю, подготовляющую к посту, нужно взять от святоотеческого опыта то, что он нам дает, иначе тщетны будут наши просьбы о помиловании. Мы должны ощутить в себе образ Божий, остатки божественной красоты, которые есть в нас, хотя и искаженные, и прежде всего помиловать себя, понять, кто мы в жизни и кто мы в творении.

В жизни мы грешные, живущие в «стране далече», постоянно забывающие о Боге, а в творении мы есть «образ неизреченной Божией Славы» и только в Нем мы живем, только в Нем наше спасение.

И это противопоставление себя в творении и себя в жизни и дает в известный момент состояние помилования себя. Вот смысл слова аввы Антония. И если мы в какой-то момент своей жизни помилуем себя и почувствуем противопоставление себя в творении и себя в жизни, тогда мы можем, подобно блудному сыну, идти к Богу и просить о помиловании. Но и в этом шествии мы должны работать Богу, а мы постоянно забываем, даже в нашем служении Богу, для чего мы должны все это делать.

Один авва, когда к нему обратились за назиданием, так определил духовное делание: «Когда мы жили в скиту, занятие о душе было нашим настоящим делом, а рукоделие – поделием, а ныне рукоделие стало настоящим делом, а занятие душой только поделием».

Вот и мы в наших тех или иных работах памятуем не о том, о чем мы должны помнить. Мы забываем, что мы должны восстанавливать в себе образ Божий, что наше единственное дело на земле – нам, гражданам земли, сделаться гражданами неба. А мы думаем, что мы без этого можем спастись теми или иными делами: хождением в церковь, милостынею и т. д. Но все это есть только поделие в сравнении с настоящим делом – очищением души, покаянием.

Если у блудного сына и были какие-нибудь дела, то он стяжал их не на гумне покаяния, не на сознании своего ничтожества перед Богом, а на основе гордости.

Мы должны знать, что если мы хотим идти путем Христовым, то должны помнить, кто мы в жизни и кто в творении, для чего мы призваны в эту жизнь и что представляем из себя в настоящий момент. И если перед нашими глазами постоянно будет творение Божие, «образ неизреченной Божией Славы», тогда мы будем миловать себя. Это не значит, что мы будем гордиться, прощать себя, оправдываться, а мы в самих себе увидим неизреченный храм Божией Славы, почувствуем всю радость жизни в Боге и ощутим ту грязь, в которой мы живем. Тогда мы придем к Богу и будем просить Его, как блудный сын: «Прими мя в число наемников Твоих» (Лк. 15, 19). Прими меня, я хочу жить с Тобой, в Тебе.

И если мы придем в таком состоянии, то будем приняты, как блудный сын.

И вот эта неделя, от мытаря возводя нас к блудному сыну, открывает не только сторону подхода человека к Богу, но раскрывает и другую сторону – подход Бога к человеку.

Бог еще издали увидел его, кающегося грешника, Сам бросается к нему и Сам облекает его в одежду первую, нетленную, одежду творения, облекает тварь, которая растлила эту одежду и по словам Великого канона «лежит нагая и не стыдится», и велел заколоть тельца и веселится Сам с покаявшимся сыном.

Не напрасно Святая Церковь проводит нас через эти состояния – иного пути нет. Только осознав в себе образ Божий, помиловав себя, мы можем надеяться, придя к Богу, что Он примет нас и даст нам одежду нашу первую, которую Он исткал нам от начала века. Аминь.

Иерей Даниил Сысоев проповедь в день памяти Собора новомучеников и исповедников Российских




Во имя Отца и Сына и Святого Духа!


Поздравляю вас всех с воскресным днем и с днем памяти Собора новомучеников и исповедников Российских! Наша Церковь отмечает этот праздник в ближайшее воскресенье к 25 января по старому стилю, к дню памяти первомученика Российского, священномученика Владимира митрополита Киевского, убитого коммунистами 25 января. Огромные реки крови пролились на русской земле в XX веке. В России девяносто лет назад произошло великое столкновение между предельным злом и добром. Со слов Писания: «Дракон вышедшей из бездны» (Откр. 11:7) пришел к нам в Россию, для того, чтобы мы могли сразиться с ним и победить его, силой Воскресшего Христа Спасителя. Как оценить то, что произошло с нашей Церковью и нашей страною в эти ужасные годы? Случайно ли это произошло? Новомученики Российские говорят, что это все произошло не случайно, это все шло от руки Божией.

В самый разгар гонений преподобный чудотворец Серафим Вырицкий написал замечательное письмо своей духовной дочери, в котором сказал, что «от Господа это все было». Эти гонения пришли не от злодейства злодеев, а от могущественной и любящей руки Бога. Эти испытания пришли на русскую землю, как приходили на древней Израиль, в наказание за разрушенный Завет! Люди разорвали Завет с Творцом, и Бог отдал их в руки злодеев, которые переполнили землю кровью. Одно дело, когда приходят внешние захватчики: татаро-монголы, Наполеон, гитлеровская Германия, но мы здесь видим, что мятеж подняли сами отступники от Завета. Этот мятеж был руководим иудеями, иудейская закваска революций неотъемлема, это их идеология — построение Царства Божия на земле, они подняли мятеж и восстание против Всемогущего Творца.

Новомученики Российские – это победители, которым удалось победить страшное зло коммунизма, обольщавшее многих людей. Эта мечта о земном царстве без Бога столкнулась о вести Царствия Небесного, о Царствие Христа Воскресшего. В результате этого столкновения проявилась сила Христа и немощь демонов. Люди, которые хотели построить земное царство, показали свое злодейское лицо, они убивали сначала тех, кто им не поверил и остался верен Христу, потом и тех, кто им поверил, а после стали убивать и друг друга. В результате страна, разъеденная изнутри красными термитами, распалась. В чем было главное искушение коммунизма, которое преодолели новомученики Российские? Этим искушением являлась попытка построить все на силах своих. Мы помним богоборческий, богохульный гимн, который учили люди в те времена: «Никто не даст нам избавления, ни Бог, ни царь и ни герой, добьемся мы освобождения своею собственной рукой». Люди рассчитывая на свои силы, думали, что при помощи науки или каких-то достижений они смогут достигнуть идеала, рая без Бога.

Коммунисты по-разному оценивали количество своих врагов, минимальный показатель был десять процентов населения всей планеты. Потом выяснилось, что это маловато, и тогда Ленин сказал, что с удовольствие убьет и одну треть населения планеты, чтобы они не мешали. После у него сгнили мозги, пораженные Богом, и он не успел сказать, что и гибели одной трети будет мало. Тогда его продолжатель Мао Цзэдун заявил, что готов уничтожить девять десятых людей, населяющих планету, лишь бы одна десятая оказалась счастлива. Это обольщение, этот страшный обман был построен на воинствующем богоборчестве. С самого начала утверждалось, что главным врагом Советской власти является не только частная собственность, но и поповское мракобесие. Те, кто жил в Советское время, помнят известный плакат, на котором был изображен красномордый красноармеец, топчущий ногой толстого буржуя, а штык воткнувший в живот священнику. И это не случайно.

Именно Церковь воспринималась Советской властью как главный враг, потому что Советская власть боялась истины! Совершенно справедливо современный исследователь И.Р. Шафаревич, характеризуя религию коммунизма, описывает ее как черную веру, веру в безбожный мир вечной материи, в котором нет ни смысла, ни цели. Против этого царства бессмысленности мог восстать только смысл, который заключается в Воскресении Христовом. До революции на Пасху духовенство служило в белых облачениях, после новомученики стали служить в красных одеждах, и это было не заигрывание с властью, а олицетворяло, что белые одежды сильно запятнались кровью. Новомученики прославили Христа, победив немощную дерзость мира, победив коммунизм своей кровью, своим живым свидетельством, что Христос Воскрес из мертвых и победил смерть. Значит, есть Бог и есть вечная жизнь, и есть возможность вырваться за пределы мира. Новомученики оказались верны Христу до смерти и вопреки даже собственному народу.

Христиан обвиняли в том, что они враги народа. А разве это плохо — быть врагом народа, если народ — богоборец? Коммунисты построили очень интересную систему ценностей, по которой главным была воля народа, олицетворенная волей компартии, а воля компартии, в свою очередь, определялась вождем. Получилось, что человек — мера всех вещей. Но новомученики говорили, что служат Богу, они не хотели сражаться с государственной властью, не хотели разрушения государства, но говорили, что никогда не отрекутся от Бога, так как Он — смысл и жизнь. Свою силу новомученики черпали из святой Чаши, именно из их рук мы получили практику частого Причастия, до революции в России причащались один раз в год. А в Советское время люди старались как можно чаще причащаться, так как поняли, что им не хватает сил, что они не могут справиться с диаволом, восставшим против них, своими силами, без Бога.

Почему коммунизм не был остановлен в самом начале? Потому что красные вели себя очень нагло, мерзко и богоборчески, в течение всех почти семидесяти лет они были готовы убивать и лгать по любому поводу. У нас до сих пор нет правдивой истории Советского периода, потому что море лжи, которое внесли красные, не преодолено и по сей день, и это естественно, потому что их отец — диавол, а он — отец лжи: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

И как только правда стала немного открываться, она разрушила Советский Союз. Этот обман был не только в России, но и у жителей одной трети планеты. Как в начале одна треть ангелов пала и увлечена была диаволом, так и в XX веке красным драконом была увлечена треть жителей планеты. И это все стало возможным, потому что люди своими силами захотели построить рай на земле.

Господь дал людям такую возможность, чтобы они посмотрели, что из этого получится, и Он наказывает отступников гораздо больше, чем другие грешников. Бог дал, с одной стороны, возможность злодеям злодействовать, а с другой — праведникам наполнить Небо. И произошло великое разделение: красные злодеи и с другой стороны — новомученики в красных одеждах, идущие на Небеса. Одни сияют светом Пасхи и побеждают мир вестью о любви Божией, вместо вести о всемирной ненависти, а другие обуяны духом злобы и ненависти, они говорят, что нужно как можно больше террора проявлять к непокорным, что нужно всех перестрелять, нужно все уничтожать и уравнивать. Этот соблазн равенства возможен только в могиле. И это лжеучение было сокрушено кровью мучеников. Все, что произошло с нами, произошло в назидание, чтобы мы могли правильно оценить то, что с нами происходит.

Во все времена дракон сидит у порога: «Диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8).

Ложные идеи бродят сейчас рядом с нами, и преодолеть их можно лишь постоянным бодрствованием веры. Кто отказался от верности Богу, тот рухнет в какое-либо из зол, которое в конечном счете убьет человека. Диавол часто нам сейчас говорит, что тогда многое было лучше. Да было, потому что мы, во-первых, были моложе, было бесплатное образование, но лучше бы такого образования не было, когда учили мерзости и лжи. Были тогда поддельные, фальшивые заповеди коммунистического бога, который, как обезьяна, копирует Бога для того, чтобы построить что-то крепкое, но здание разваливается, так как не имеет крепкого фундамента. Многие люди говорят, что нужно в Советском периоде искать что-то хорошее. Но мы не будем его искать, а скажем так: «Слава Богу Всемогущему, который правит миром, который навел на нас огонь гнева Своего, но который через это прославил наших новомучеников». И когда нам будут говорить, что можно оправдать советский террор тем, что была выиграна война или построены многие заводы, то нужно ответить так: «Это скажите новомученикам, которые погибли от террора!» Здесь нет никакого оправдания, кровь не смывается заводами и ядерными бомбами. И убийство, и злодейство и есть убийство и злодейство, и те, кто совершал его, так и будут убийцами и злодеями.

Мы должны бодрствовать, чтобы не дать злу войти в сердце, не совратиться в эти ложные идеи. Новообращенные христиане, которые не застали советские гонения, сейчас часто пытаются совместить несовместимое, как древние израильтяне, поклоняться и Богу, и диаволу. Давайте выбирать — или коммунизм, или православие; или безбожие, или вера в Бога; или свобода или ГУЛАГ; или семья или коммуналка. Нужно смотреть и выбирать, и не поддаваться ложным чарам. У нас есть пример – новомученики, которые были верны Богу до смерти. Они не воевали, не проповедовали ненависть и злобу, а считали, что зло можно победить только Христовой любовью и истиной. И они оказались правы. В 1968 году чуть ли не весь Запад подпал под власть зла, начиналась революция во Франции и в других странах. Но все кончилось из-за одной книжки А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», после появления которой на Западе, во всех местных партийных организациях начались проблемы с вывозом мусора, так как десятки тысяч партбилетов сдавали каждый день. Потому что правда разрушает ложь. Истина сильнее, чем ложь.

Новомученики это и показали, они силой Воскресшего Христа победили ложь. Не дайте этой лжи обольстит себя. Давайте, почитая новомучеников, преклоняться перед их подвигом, прославлять их и никогда не сметь оправдывать злодейство, иначе Бог нас накажет.

Иначе как говорит Писание: «Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом» (Прит. 17:15).

А кто был коммунистом, комсомольцем, пионером, октябренком, те должны раскаяться в этом на исповеди, если они этого не сделали до сих пор, иначе как они будут тогда проходить мытарства, я не знаю. Давались страшные клятвы: «Служить делу коммунистической партии». Нужно в этом обязательно раскаяться, а иначе вам красную звездочку припаяют при вашем выходе из тела. Знаки были специальными: пятиконечная звезда с двумя рогами кверху, означает сатану, а с одним рогом – антихриста. Это древние знаки зла. Вечный огонь, которым пытаются поминать погибших солдат символизирует вечный огонь геенны огненной.

Серп — символ смерти, убийства, неминуемой гибели. Не случайно на картинах, изображающих смерть, в руках ее — серп, коса, меч, которыми она пожинает свою жатву. Молот, молоток является классическим масонским знаком власти над камнем, то есть над людьми (камень — символ человека), которых необходимо «обтесать», придать им нужный образ мыслей. Сюда же относится и галстук, столь популярный среди послереволюционной интеллигенции. По мистическому своему значению — это удавка сатаны, наброшенная на шею человека, подобно скоту, ведомому на заклание, в зависимости от формы и расцветки обозначающая степень масонского посвящения. Теперь вспомним, что детей в 20-е годы вместо крещения звездили, то есть носили вокруг звезды, накалывали ее на пеленки; вспомним октябрят с непременной звездой на груди, пионерский галстук с треугольником на спине, направленным вниз (что означает малую печать сатаны). Эта символика не случайна и показывает того, кто стоял за этим.

Это все произошло, потому что люди отступили от Бога, если бы не было отступления, то революция 1917 года была бы невозможна. Люди заразились ересью хилиазма, построения Царства Божия на земле, и это лжеучение привело к рекам крови. Нужно блюсти свою веру. Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение! Если Русь не будет хранить веру Православную, то господь ее сотрет с лица земли. Богу государства не нужны, Ему нужны люди. Живые, свободные, разумные, любящие люди, которые любят Его и любят своих ближних. Это то, с чем боролись коммунисты, и то, что отстояли нам новомученики и исповедники Российские.


Храни вас всех Господь!