Таинства

Таинство Исповеди

Таинство Исповеди

Если бы Господь очищал грехи только в Крещении, то мало было бы спасенных. Но по Своей милости Он дал нам второе очищение, называемое также вторым крещением, — крещение слезами. Еще до распятия Христос обещал ученикам дать власть вязать и решить грехи (Мф. 18, 18), а после воскресения, в пасхальный вечер Он дал им эту власть. Он дунул на апостолов и сказал: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23). На основании этого дара в Церкви существует Таинство Покаяния, в котором преемник апостолов — епископ или священник прощает исповеданные грехи кающемуся.

Как пишет святитель Симеон Фессалоникийский: «Покаянием совершается исправление наше от грехов, вновь нами содеваемых. И так как после Крещения нет другого способа быть воззванным (ко спасению), по благодати и дару, кроме подвигов и трудов, кроме обращения и слез, кроме исповедания прегрешений и удаления от зла: то и дарован этот великий дар».

Совершается покаяние в храмах в любое время. После чтения ряда молитв исповедующийся возглашает Символ веры и затем кается в грехах своих, называя каждый из них. Когда все беззакония будут названы и человек обещает их больше не повторять, тогда священник может прочитать молитву прощения. Если грех был тяжел, то в качестве меры врачевания иерей накладывает на грешника духовное лекарство — епитимию, — которым излечиваются последствия греховной болезни.

Отойдя от исповеди, человек получает не только прощение, но и силу больше не повторять греха. Только необходимо прикладывать все силы к борьбе с грехом.

Монашество

Формой Таинства Покаяния, а в древности особым таинством, является монашество — особенное безбрачное служение Богу. Установил его Господь Иисус, и Сам бывший девственником, и родившийся от Девы. Он сказал: «…есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 12). Скопцами Христос назвал не тех, кто изуродовал свое тело, а тех, кто решил сохранить чистоту ради Бога. Монахами были апостолы Иоанн Богослов, Павел, Андрей и Варнава. Апостол Павел говорит, что оставшийся девственником блаженней вступившего в брак. Он поступает лучше, чем тот, кто женился, ибо заботится лишь о том, чтобы угодить Господу, чтобы быть святым и телом и духом Но из этого не следует, что брак плох, просто монашество выше (1 Кор. 7, 25-40).

Принимают монашество только добровольно. Основой этого подвига являются три обета — целомудрия, нестяжания и послушания, запечатанные постригом. Тот, кто желает принять их, должен предварительно пройти искус послушания, а уже затем принимает постриг. При пострижении волос человеку меняется имя в знак начала им новой, покаянной жизни. Он облачается в особые одежды, означающие его полную покорность воле Бога. В Русской Церкви монашество разделяется на мантийное монашество и великую схиму, отличающиеся между собой степенью строгости обетов.

Недопустимо уходить в монахи по каким-либо причинам, кроме трех: желания очистить свои грехи, заслужить большие награды в Царстве Небесном или стремления по сыновнему угодить Богу Отцу.

По учению Церкви, служение монашеское уподобляется ангельскому и потому выше брачного сожительства. Ведь уже на земле монахи призваны жить как граждане Неба.