Брак для православных — это не просто некая форма общественного договора, а Таинство, дело не только человека, но и Бога. По определению Катехизиса, «при свободном, перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей».
Учрежден Брак еще в раю Самим Творцом (Быт. 2, 24). Придя на землю, Христос благословил брак в Кане Галилейской, совершив на свадьбе первое чудо — претворение воды в вино (Ин. 2, 1-11). Господь учил о том, что Бог сочетает брачующихся, и потому повелевает не расторгать этого союза (Мф. 19, 5-6).
В православной семье нет ни демократии, ни тирании. Муж — образ Христа, глава семьи, защитник и руководитель жены и главный воспитатель детей. Он подотчетен Христу и должен стать религиозным лидером в семье. Он за все отвечает и во всем виноват. Жене муж должен оказывать честь как сонаследнице в благодатной жизни.
Жена — образ Церкви, помощница мужа. Она должна воздавать честь своему мужу и быть послушной ему во всем, что не противоречит заповеди. Все вопросы должны решаться, исходя из принципа Христовой любви.
Детей воспитывают оба супруга, с одной стороны не давая развиваться их эгоизму, а с другой — не ломая их созданную Богом личность. С самого раннего детства детям надо прививать любовь к Закону Божию.
Само Таинство совершается в храме вне постов — в воскресенье, понедельник, среду и пятницу.
В России венчают только тех, кто уже зарегистрировал свой брак в ЗАГСе. Происходит это потому, что человек, не желающий взять на себя минимальную ответственность перед государством, не может быть признан и перед Богом. С другой стороны, по правилам Церкви и закону Бога, недопустимо вступление в брак близких родственников. Государственная регистрация помогает избежать кровосмешения.
Тем, кто желает венчаться, необходимо предварительно исповедаться и причаститься Святых Таин. Книга церковных законов «Кормчая» требует от венчающихся знания Символа веры, Десяти Заповедей и заповедей Блаженств.
Венчание совершается днем. С собой надо принести белое полотенце, кольца, иконы Христа и Богоматери, большие свечи.
Начинается Таинство с обручения, совершающегося в задней части храма. Священник благословляет новобрачных, дает горящие свечи — как знак целомудрия вступающих в брак — и кадит, охраняя от всякого зла.
Затем начинается сам чин. После молитв новобрачные обмениваются, при помощи священника, кольцами в знак вечности их союза. Мужу достается кольцо жены, а жене — мужа.
После окончания обручения священник вводит новобрачных в центр храма, ставя их перед лицом Бога, а хор поет 127-й псалом. Иерей спрашивает, есть ли взаимное согласие брачующихся. Если оно будет получено, то с прославления Царства Святой Троицы начинается само Таинство Венчания (другое название Таинства Брака). После мирной ектеньи три молитвы низводят благословение Божие на венчающихся.
Затем наступает кульминация священнодействия: на жениха и невесту надеваются венцы как награда за целомудрие и указание на венцы царей и мучеников. Благословляя их, священник совершает само Таинство. Жених становиться образом Христа, а невеста — Церкви.
Читаются отрывки из Библии (Еф. 5, 20-33; Ин. 2, 1-11), объясняющие значение Брака. Возглашается молитва, просящая сохранить непорочность брака.
После пения Молитвы Господней муж и жена выпивают общую чашу — как образ будущей совместной жизни. А потом они трижды обходят аналой (столик, с наклоненной крышкой), на котором лежит Евангелие — это образ вечности брачных обетов, которые должны укореняться в Евангелии.
Снимаются венцы с мужа и жены, и им повелевается радоваться и исполнять волю Господа, как это делали древние патриархи и их жены.
И завершает все торжественное благословение склоненных голов великим Именем Святой Троицы.