После совершения Крещения, помолившись, священник преподает новое Таинство — Миропомазание, когда при помазании лба, глаз, носа, рта, ушей, груди, рук и ног священным миром в новокрещеного входит дар Святого Духа. Он дает силу к творению добрых дел и формирует человеческую личность в вечном обращении к Богу.
По словам свт. Симеона Солунского, «Миропомазание полагает первую печать и восстанавливает образ Божий, поврежденный в нас через преслушание. Точно так же оно возрождает в нас благодать, которую Бог вдунул в душу человеческую. Миропомазание содержит в себе силу Духа Святого. Оно — сокровищница Его благоухания, знамение и печать Христовы».
Таинство это было предуказано в Крещении Господа. Когда Он выходил из воды, то Дух Божий почивал на Нем, чтобы перейти на тех, кто крестился вместе с Ним. Но полнота благодати Святого Духа дана апостолам, а через них и нам, в день Пятидесятницы (Деян. 2). Именно тогда в виде огненных языков Дух Святой наполнил их и влил в них силу искупления Христова.
Священное миро варится из нескольких десятков благовонных масел Великим Постом при чтении святого Евангелия. Оно освящается епископом (обычно патриархом) на Литургии страстного Четверга, и в него вливается часть мира, сохраняемого с апостольских времен. В Древней Церкви сам чин освящения мира также считался особым таинством. Кроме святого Миропомазания миро используется для освящения храмов и для чинопоследования коронации императора.
Благодаря Миропомазанию человек может справедливо носить имя христианина, ибо он участвует в помазании Христа Спасителя — в Духе Святом. Каждый миропомазанный становится царем и священником Богу.
После Таинства Святого Духа в знак того, что новокрещеный вступил в вечный союз с Христом, он трижды обходит купель при пении слов апостола Павла: «Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись (Гал. 3, 27). Аллилуиа (хвалите Сущего)».
Читаются отрывки из Нового Завета (Рим. 6, 3-11; Мф. 28, 16-20), говорящие о значении Крещения. После этого смывают с крещенного печать миропомазания и постригают крестообразно голову, напоминая, что в ней должны находиться отныне только угодные Богу мысли.
Этот чин положено совершать на восьмой день после крещения, а в течение всего этого времени человек ходил в белых ризах и ежедневно причащался (отсюда проистекают ряд богослужебных особенностей Светлой седмицы — первой пасхальной недели). Но в наши времена обычно происходит все в тот же день.
А затем совершается чин воцерковления, когда Отцу Небесному представляют Его новых детей. Новокрещеного вводят в храм, ставят перед иконостасом, а если он мужчина — то вводят и в алтарь. Так является всем, что у Церкви есть новые члены, цари и священники, владычествующие над своим сердцем и в нем приносящие в жертву Богу всю свою жизнь.