Проповедь иерея Даниила Сысоева на праздник Крещения (Богоявление)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Поздравляю вас всех с праздником Богоявления – Крещения Господня! Сегодня мы с вами празднуем день, когда Господь Бог явил свою внутреннюю природу, когда Господь явился как Триединое Божество! Бог-Отец с Небес провозгласил своего Сына, Сын принял Крещение от Иоанна в Иордане, Дух Святой в виде голубя почил на Христе. Таким образом, мы впервые прикоснулись к тайне животворящей и нераздельной Троицы. Мы знаем, что Бог — единый, что Бог — Сущий, Всемогущий, Всеведущий, Праведный, Всенаполняющий, поддерживающий все своим могуществом, но мы никогда бы не узнали, какова Его внутренняя жизнь, если бы Он сам не открыл ее нам. Как сказал Николай Сербский: «Раньше люди знали, что Бог един, но они были весьма далеко от Него, поэтому они видели лишь некий далекий пламень жизненной силы, но теперь мы поставлены Боговоплощеньем Иисуса Христа очень близко к пылающему очагу Бога». И теперь мы видим, что Бог – это три Света, которые соединены воедино.
В кого мы верим? Мы верим, что есть единый, вездесущий Бог, существующий Сам из себя, обладающий всей полнотой совершенств, всей полнотой мудрости, который является умом для всех умных, жизнью для всех живущих, силой для всех, имеющих силу, бытием – для всех, кто является в бытие. Он абсолютно благ, в Нем нет места никакой тьме. Бог и есть добро, и есть благо. Мы верим, что Бог имеет собственное Слово. Он извечности носит и порождает собственный отпечаток своей сущности – Сына, который сияет от Него, как Свет от Света, Жизнь от Жизни. Слово равно тому Великому Уму, которое Его породило. Слово обладает самостоятельным существованием, Оно Живое и является точным выражением Бога-Отца, Его Премудростью. Это Слово – не бездушно, Оно имеет внутреннюю жизнь, исходящее от первоначального Великого Ума – Бога-Отца. Эта Жизнь, которая также существует самостоятельно, это самостоятельное Божественное дыхание называется Святым Духом.
Святой Дух также имеет личность, самосознание, и таким образом, мы знаем, что Бог – это три «Я», три самосознания, три Личности, которые пребывают в единстве Божественной славы. Внутреннее бытие Святой Троицы не статично. Бог вне времени, но внутри Него существует некое вневременное движение. Бог-Отец в вечности рождает Сына и Святого Духа, но и Сын, и Дух обращены снова к Отцу. Сын извечности пребывает у Бога и к Богу устремлен, вечно двигается к Богу, возвращается к Богу в любви Святого Духа.
Дух Святой испытывает глубины Божии, «ибо Дух все проницает, и глубины Божии» (1 Кор. 2:10).Таким образом, внутри Божественной жизни происходит постоянное движение любви, постоянное движение личностей, которые друг другу передают свою славу, свою силу, которые пребывают в вечном послушании к источнику Божества – Отцу, от которого все и происходит. И когда человек принимает крещение, то он входит в эту внутреннюю славу. Почему мы можем молиться? Потому что Христос молится в нас Святым Духом. Почему мы можем делать добрые дела? Христос в нас делает добрые дела, во славу Своего Отца и для того, чтобы сила Святого Духа явилась в нас. Все наши дела происходят внутри Божественной жизни, они являются проявлением в тварном мире того движения, которое извечно существует в независимости от творения.
Почему люди любят Бога? Потому что Сын любит Отца. Любовь Сына, которая устремлена к Отцу, передается и нам, Сын вовлекает нас, мы становимся сыновьями Бога, участвуя в Его любви, и участвуя в любви, которую имеет Отец к Сыну. Сегодня мы слышим как Отец говорит: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф. 3:17).
Если мы живем в Троице, в нас пребывает благоволение Отца, любовь Сына и святость и жизнь Святого Духа. Именно в этом суть христианства, и Церковь всегда подчеркивает необходимость веры в святую Троицу. Григорий Синаит писал, что истинное православие заключается в том, чтобы верить в Троицу и Двоицу. Троица – Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого, а Двоица – Христос как Бог и человек. В этом и заключено истинное православие. Почему Церковь так жестко требует этой веры (например, перед крещением и причастием)? Потому что суть христианства именно в вовлечении в эту внутреннюю жизнь. А если мы не знаем Бога, или неправильно знаем Его, или не участвуем в этой жизни своим умом, то мы не будем участвовать и в дальнейшем, другими частями нашей природы. Потому что высшая часть человека – это ум, который, в первую очередь, должен быть вовлечен в эту божественную жизнь, затем вовлекаются сердце, воля, чувства, тело. Но все вытекает из ума, преображенного божественной благодатью, подчиненного Творцу.
Поэтому сегодня, в день Крещения, мы должны вспомнить, что мы крестились и вошли в Троицу, были привиты к Троической жизни. Новокрещенный по-гречески называется неофитом (от др. греч. νεόφυτος – недавно насажденный), что дословно означает новое растение – новопривитое существо. Привитое к Церкви, к Святой Троице, к жизни Отца через Сына в Святом Духе. Поэтому мы должны учиться, в этой жизни пребывая, ее в себе насаждать. Часто люди говорят, что у них не хватает сил, чувств, знаний. Но в чем проблема? Просите – получите!
Господь сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7). Жизнь Бога уже вошла в нас, и ее просто нужно правильно использовать, по воле Отца, Сына и Святого Духа. Если большинство людей попросить подробно рассказать о Христе, о Святой Троице, о Духе Святом, то выясняется, что они ничего не знают. А потом удивляются отсутствию у них добрых дел и реализации заповедей Божиих. А результат этого в том, что большинство сводят христианство к внешней нравственности.
Я скажу может быть жестко, но христианство вненравственно, в нем нет ни одной заповеди, которая была бы отделена от жизни в Троице. Почему нельзя пьянствовать? Потому что пьянство отделит человека от жизни Святой Троицы. Почему нельзя драться? Потому что гнев отделит от жизни в Святой Троице. Без этого все заповеди становятся бессмысленным набором слов. Если мы будем всегда помнить, что главное – это жизнь в Отце, Сыне и Святом Духе, и наша цель в соединении с Ним, участие в Его божественной жизни. Именно для этого мы были задуманы Богом-Отцом, еще до сотворения мира, сотворены Сыном, и приводимы в совершенство Святым Духом, чтобы мы вошли в эту жизнь. Если мы этого не поймем, то мы останемся во тьме внешней, кромешной – это тьма вне Святой Троицы. И человек, который не захотел подключиться к жизни Троицы, к чему он предназначен и настроен фактом творения, сгинет во тьме.
Поэтому давайте учиться использовать то, что нам дано. Когда мы произносим молитву: «Господи, помилуй!», то обращаемся одновременно ко всем Трем Ипостасям Бога. Произнося молитву: «Слава Отцу, Сыну и Святому Духу!», мы должны реально славить Святую Троицу. Славить знанием, потому что христианин, который не знает тайну Святой Троицы, делает стыдное, позорное дело.
Апостол Павел говорит: «К стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» (1 Кор. 15:34), а люди у нас этого не стыдятся, хотя это позор — не знать Бога.
Нужно просить, чтобы Святая Троица открыла наши глаза, чувства, духовные силы, Свою волю, и чтобы Святая Троица полностью покорила нас, и мы Ее прославляли и словами, и, главное, делами. Когда Бог говорит, нужно сделать не потому, что так надо, а потому, что, делая по воле святой Троицы, мы войдем в Ее внутреннюю жизнь. Это вещи не теоретические, а практические. Все те, кто каялся, реально чувствовали прощение грехов, кто правильно молится и умом, и сердцем, всегда после молитвы чувствует легкость и сладость, кто просил Бога, обязательно чувствовал Его помощь! Это жизнь Троицы, которая действует в человеке (иногда даже и среди некрещеных – слабым эхом). Жизнь Святой Троицы отражается во всех творениях, которые были созданы Ею.
Наша цель не такая, как думает большинство христиан – заработать себе спасение и быть довольным. Нет! Наша цель – забыть о себе и прославлять Святую Троицу! Мы должны стать настолько совершенными, что должны забыть о себе ради возлюбленного Отца, возлюбленного Сына и возлюбленного Святого Духа! Давайте к этому стремиться, к этому бежать, и милость Бога да будет с вами! Пусть вас хранит Безначальный Отец, из вечности Рожденный, Восиявший от Него Сын, Животворящий Дух, от Отца исходящий, и в Сыне почивающий, и нас просвещающий!
Троица Святая, слава Тебе! Спаси, Господь