Величайшим Таинством Церкви является святое Причастие, когда под видом хлеба и вина причащаются христиане истинного Тела и истинной Крови Христа Спасителя. Таинство это, предуказанное в Капернаумской беседе Спасителя (Ин. 6), было установлено Им на Тайной Вечери накануне страданий. Благодаря этой великой Тайне православные соединяются с Самим Богом.
Таинства
Та́инство (др.-греч. μυστήριον, лат. sacramentum — мистерия, тайна) — священнодействие, в котором, согласно учению исторических церквей, христианам сообщается под видимым образом невидимая благодать Бога.
В Библии термин таинство исходно обозначает всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие (1Кор. 13:2, 1Тим. 3:9) и не применяется в отношении священнодействия.
В отличие от церковных обрядов (освящения воды, погребения умерших, других треб), которые имеют «земное» или традиционное происхождение, христианские таинства считаются установленными Самим Иисусом Христом и призваны изменить не внешнюю, а внутреннюю жизнь человека.
Первым Таинством, с которого начинается духовная человека, является святое Крещение. Без него невозможно спасение человека. По словам Катехизиса: «Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную святую».
Брак для православных — это не просто некая форма общественного договора, а Таинство, дело не только человека, но и Бога. По определению Катехизиса, «при свободном, перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей».
Если бы Господь очищал грехи только в Крещении, то мало было бы спасенных. Но по Своей милости Он дал нам второе очищение, называемое также вторым крещением, — крещение слезами. Еще до распятия Христос обещал ученикам дать власть вязать и решить грехи (Мф. 18, 18), а после воскресения, в пасхальный вечер Он дал им эту власть.
После совершения Крещения, помолившись, священник преподает новое Таинство — Миропомазание, когда при помазании лба, глаз, носа, рта, ушей, груди, рук и ног священным миром в новокрещеного входит дар Святого Духа. Он дает силу к творению добрых дел и формирует человеческую личность в вечном обращении к Богу.
Седьмым Таинством, без которого, однако, невозможны другие, является Таинство Священства. Оно также называется рукоположением или хиротонией. При возложении рук епископа на рукополагаемого Дух Святой нисходит на последнего, как на апостолов в день Пятидесятницы (Деян. 2, 1-4), и ставит его на служение Церкви.
Одним из главных дел Господа на земле было восстановление искаженного грехом тела человека: Он исцелял болезни, изгонял злых духов, воскрешал мертвых. И для того, чтобы это действие продолжалось в истории, Иисус Христос установил Таинство Елеосвящения.